Алексей Литвинов (untt) wrote,
Алексей Литвинов
untt

Category:

Казань. Ту-144 СССР-77107

Пока мысли и фотографии о достопримечательностях Казани укладываются в голове в стройные посты, начну с главного авиационного экспоната в городе богатом авиа  достопримечатльностями - Ту-144 с б/н СССР-77107.

Ту-144 - ярчайший блик на острие прогресса ХХ века в гражданском авиастроении. Один из двух типов летавших серийных сверхзвуковуковых пассажирских самолётов, пусть и летал он совсем недолго. С тех пор прогресс в гражданском авиастроении сводится к уменьшению количества пилотов, количества двигателей и выжиманию из них последних капель экономии топлива. В каждом новом самолёте нас ждут ещё более лучшие, скруглённые багажные полки в салоне, розетки под хаджеты и прочая мишура. Ну да ладно.

Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года. В честь пятидесятилетия этого события, 31 декабря 2018 г. в Ту-144 установленном на территории КАИ, планируется открытие интерактивного музея техники.
18 января 2018 г., на самолёте была включена свето-динамическая подсветка.

Разумеется пройти мимо такого уникального самолёта я никак не мог и помчался посмотреть на этого красавца.
Приятного просмотра!


2. Информационный стенд под самолётом. Внизу есть сайт проекта. С интересной информацией и контактами авторов, если вдруг захотите чем-нибудь им почь.


3. Эта фота тут в основном ради стильного заборчика. Просто прелесть же!


4. Информация по вехам истории Ту-144 с сайта проекта https://tu-144.kai.ru/istoria-legendy
- 16 июля 1963 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании ОКБ А. Н. Туполева СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолетов». Общее руководство осуществлял Андрей Туполев.

- В июле 1965 года был готов эскизный проект Ту-144.

- 22 июня 1966 года был утвержден полноразмерный макет самолета.
- 9 октября 1968 года завершилась постройка первого прототипа.
- 31 декабря 1968 года опытный Ту-144 (бортовой номер СССР-68001) впервые поднялся в воздух. Это произошло на два месяца раньше полета англо-французского сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд».
- 5 июня 1969 года Ту-144 стал первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер (на высоте 11 000 метров).

- Весной 1971 года в Жуковском был собран первый серийный Ту-144. В 1972 году началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было построено 16 самолетов.
- 1 июля 1971 года состоялся первый полет улучшенного (серийного) образца самолета Ту-144 № 01-1, бортовой № 77101.
- 29 октября 1977 года самолет получил сертификат летной годности (впервые в СССР).
- 1 ноября 1977 года состоялся первый рейс самолета Ту-144 с пассажирами на борту на трассе Москва-Алма-Ата. Так было положено начало регулярной эксплуатации самолета Ту-144.
- 1 июня 1978 года руководство «Аэрофлота» приняло решение об отмене пассажирских рейсов Ту-144.
- В июле 1983 года на модификации Ту-144Д было установлено 13 мировых авиационных рекордов.
- С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д (№ 77114) под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полетов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолета.
До середины 1990-х годов самолеты Ту-144 применялись для проведения различных испытаний. По просьбе Министерства науки и по решению Министерства авиационной промышленности СССР несколько самолетов были установлены в качестве экспонатов на территории музея ВВС в Монино, музея гражданской авиации в Ульяновске, авиазаводов в Воронеже, Казани и Самаре. Один самолет был продан в частный музей техники в Зинсхайме (Германия).


5. В гражданской эксплуатации самолёты пролетали совсем недолго, всего 8 месяцев.
А теперь поговорим о жизни конкретно этого борта СССР-77107

Самолет Ту-144 с бортовым номером 77107 (заводской номер 05-1) построен в 1975 году на Воронежском заводе № 64. Эксплуатантом борта являлось Министерство авиационной промышленности (МАП) СССР, Жуковская летно-испытательная и доводочная база (ЖЛИиДБ), КБ Туполева.
После заводских испытаний и испытаний по различным программам, в 1977 году борт был представлен в качестве комплексного объекта на совместные государственные испытания. По результатам этих испытаний отмечалось, что летно-технические характеристики самолета, за исключением практической дальности полета с заданным числом пассажиров, взлетной массе, соответствуют заданным на Ту-144 требованиям (при испытаниях получили практическую дальность полета на сверхзвуке при взлетной массе 195 тонн при коммерческой нагрузке 15 тонн 3080 км, при 7 тоннах – 3600 км. Подчеркивалось, что дальность полета 4000-4500 км, при коммерческой нагрузке 14-15 тонн на Ту-144 с НК-144А не может быть реализована, и отмечалось, что получение требуемой дальности возможно с двигателями РД-36-51А. После окончания совместных испытаний принимается решение Министерства авиационной промышленности и Министерства гражданской авиации о начале пассажирских перевозок на самолетах Ту-144 с НК-144А.
На самолете выполнялись типовые полеты с выходом на предельную скорость (до 2,35 скоростей звука), оценивалась устойчивость и управляемость при предельно допустимых центровках, проводилась контрольная оценка взлетно-посадочных характеристик, выполнялись полеты на дальность. В ходе испытаний выполнил 180 полетов (по плану 150) общим налетом 357 часов (по плану 250), из них на сверхзвуке – 135 часов.
С декабря 1979 года по февраль 1980 года на борте 77107 в Домодедово испытывался новый тип тормозов, на которых впервые установлены графитовые диски, способные не перегреваться при высоких температурах. В 1981 году совершал испытательные полеты в Домодедово.
Летом 1982 года совместно с бортом Ту-144 СССР-77108 совершал испытательные полеты в Домодедово по отработке Автоматической бортовой системы управления (АБСУ) совместно с Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации (ГосНИИ ГА).
С 1982 года был на хранении в Лётно-исследовательском институте имени М. М. Громова. В 1985 году передан Казанскому авиационному институту как учебное пособие. 29 марта 1985 года совершил последний полет в Казань на заводской аэродром КАПО им. С. П. Горбунова (Командир воздушного судна – В. Н. Матвеев). 12 апреля 1985 года подписан акт приема-передачи самолета КАИ. В августе 1985 года был установлен возле 6-го корпуса КАИ на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов института.


6. 77107 летал на двигателях НК-144А. Один из таких двигателей лежит раядом с самолётом.


7. Немного деталей. Колёсиков тут много - 18.


8. И с интересной схемой их расположения.
Высота самолёта - 12,5 м. Очень высокая передня опора шасси, например.


9. Ту-144 имел отклоняемый носовой обтекатель использовавшийся для улучшения обзора на взлёте и посадке и улучшения аэродинамических качеств самолёта при полёте на сверхзвуке. Так вот, казанский экспонат стоит с носом поднятым в положение для крейсерского полёта, но при этом с выпущенными "крылышками-дестабилизаторами", которые использовались на взлёте и посадке для балансировки самолёта при отклоненных элевонах-закрылках.

И ещё небольшая просьба к создателям музея, пожалуйста, уберите вот этот вот столб!


10. Элегантная пяточка для предотвращения чирканья хвостом о ВПП


11. Выше я упоминал, о коротком периоде регулярных рейсов на Ту-144. На Авиафоруме есть воспоминания пассажира одного из рейсов Ту-144. Если интересно, можете почитать https://aviaforum.ru/threads/poljot-na-sverxzvukovom-tu-144-vospominanija-passazhira-rejsa-499-500.43396/


12. Панорамушка. По клику откроется в 3000 пх.



13. А эта 4000 пх. Вот здесь кстати хорошо видно то, что я описывал перед фотой нумер 9. Поднятый нос и выпущенные крылышки.
Длина фюзеляжа - 65,7 м


14. 3000 пх.
Размах крыла - 28 м
Площадь крыла - 503 м²
Максимальный взлётный вес - 195 т
Масса полезной нагрузки - 15 т
Масса топлива - 98 т
Максимальная скорость - 2500 км/ч
Практическая дальность (с полной загрузкой) - 3050 км.
Практический потолок - 18200-18750 м


15. Вечереет и в ожидании включения подсветки перемещаюсь на выгодную позицию. На этой фоте (и на обложке) затёр один столб перед крылом. На остальных не трогал.


16.  Немного о подсветке с сайта КАИ
Изначально было принято решение не подсвечивать самолет белым цветом, а сделать свето-динамическую подсветку. И не со стандартным набором светодиодов (красный, зеленый, голубой), а сочетанием зеленого, голубого и белого, что дает возможность создать цвет от небесно-голубого до темно-синего. Создается имитация полета самолета, проходящего сквозь тучи, лазурное небо, над и под облаками.
Университетом был составлен технический проект по архитектурно-художественной подсветке: с прокладкой кабельных линий, монтажом и установкой светильников, светотехническим расчетом, 3D-визуализацией.

Строительно-монтажные работы начались в ноябре 2017 года. Существует несколько сценариев подцветки: взлет, полет в облаках, медленный и быстрый перелив цвета. В повседневные дни будет стационарная подсветка с белым и синим цветами. В ночное время с 23:00 до 06:00 самолет будет подсвечен только белым цветом для спокойствия ближайших жителей. А в выходные и праздничные дни включается свето-динамическая подсветка с различными сценариями свето-цветовых переходов и переливов.
Для осуществления динамической подсветки с имитацией полета были использованы светодиодные светильники (39 шт.) и светильники для функционального освещения (4 шт.), с температурой эксплуатации в диапазоне от -40°С до +45°С.
По результатам проведенного в рамках госзакупок аукциона на осуществление работ по устройству и монтажу динамической подсветки самолета Ту-144 победила компания «Мирекс».
Все технические работы уже окончены. Подсветка будет работать автоматически по вышеупомянутому графику и заданным программой сценариям. Сценарии будут дополняться другими различными свето-цветовыми вариациями. Будут дорабатываться интенсивность, глубина цвета и скорость смены сценариев.


17.


18. 19 октября 2016 года возле 8-го здания КНИТУ-КАИ появилась первая деталь борта СССР-77107 – носовой обтекатель. Затем были перевезены обе полуплоскости крыла и двигатель. С 14 по 15 апреля 2017 года перевезен фюзеляж. 17 апреля был перевезен последний элемент – киль.
Много фотографий переезда можно найти в интернетах.
Затем самолёт был покрашен и смонтирована система подсветки, которую запустили 18 января 2018 года.


19. 30 лет он простоял за забором, но зато его новый жизненный этап начинается очень ярко. Я очень рад, что такой красавец наконец-то предстал перед жителями и гостями Казани.
Надеюсь, что у создателей музея всё получится и этот объект будет пользоваться заслуженной популярностью у туристов посещающих Казань.
И отдельное спасибо вам ребята, за сохранение авиационной истории нашей страны.


Сегодня пятница, а посему, завтра с утра можете прыгнуть в самолёт ЮВТ аэро и улететь из Томска в Казань на прямом рейсе и самолично всё это великолепие осмотреть.
Тем более, что в выходные как раз у Ту-144 яркая, динамичная подсветка.

Спасибо дочитавшим!

fin
Tags: Казань, Ту-144, ночь, памятник
Subscribe

Posts from This Journal “Казань” Tag

  • Казань - Томск на CRJ-200 ЮВТ Аэро

    Лечу домой из удивительной и прекрасной Казани. В этом полёте относительно повезло с погодой и над Уралом открылось окно в облаках, благодаря чему…

  • Авиационные памятники Казани

    Возвращаемся к теме авиационной истории города и сегодня пройдёмся по авиационным памятникам, которых в Казани много и все увиденные мной, в отличном…

  • Казань спортивная

    Казань - город с удивительной концентрацией спортивных команд и спортивных объектов высшего уровня. Болельщики футбола, хоккея (с шайбой и мячом),…

promo untt october 31, 2012 01:05 22
Buy for 10 tokens
27 октября была организована экскурсия для широкой общественности в музей под открытым небом аэропорта ТОМСК. На данный момент в экспозиции музея представлены 5 самолетов и 1 пожарная машина. Все экспонаты бережно восстановлены и поддерживаются в прекрасной форме силами инженерно-авиационной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments