Алексей Литвинов (untt) wrote,
Алексей Литвинов
untt

Categories:

Пресс-тур «Енисей.РФ» 2013 - «Железнодорожное кольцо». Часть 5 - "Трасса мужества" - Абакан-Тайшет

Ярчайшим впечатлением от летнего пресс-тура по Красноярскому краю для меня стало путешествие по участку железнодорожной ветки Абакан-Тайшет. Впечатлило все, и безлюдные красивые места и инженерные подвиги советских строителей, сумевших проложить трассу в невероятно сложных условиях и трагическая судьба изыскателей этой трассы...
Постараюсь рассказать об этом в сегодняшнем посте.


Для начала факты.
Длина участка Абакан — Тайшет составляет 647 км. Центральный участок Трассы Мужества проходит через Восточный Саян. Наивысшая точка пути — станция Щетинкино (800 метров над уровнем моря, самая высокая станция Красноярской железной дороги). На подходе к ней со стороны Абакана (перегон Джебь — Щетинкино) дорога с уклоном в 16 — 18 тысячных поднимается в горы, два раза поворачивая на 180 градусов и проходя через 3 тоннеля (2-й Джебский, 3-й Джебский и Козинский), а также по Козинскому виадуку высотой 65 метров. На этом участке используются дополнительные электровозы-толкачи, базирующиеся на станции Кошурниково. Всего на трассе пробито 9 тоннелей. Общая длина 9 тоннелей составляет более 10 км, самый крупный из них - Манский - протяжённостью 2487 м. Дорога была электрифицирована сразу во время строительства. Линия однопутная с двухпутными вставками. Предполагается сделать линию полностью двухпутной.

2. Мы промчались по современной трассе с комфортом, на вот таком новом для меня транспортном средстве



3. С вот таким прекрасным салоном.


А вот 71 год назад здесь происходили совсем другие события...
Идею проложить дорогу через Саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с большой территорией месторождений угля Кузбасса, инженеры вынашивали еще в середине XIX века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты признавали невозможность её строительства из-за сложного рельефа, больших перепадов высот.
В 1935 г. начались поиски наилучших вариантов трассы через Саяны.
В 1942-1943 гг. экспедиции институтов «Сибгипротранс» и «Томгипротранс» продолжили изыскания. Были проработаны 5 вариантов линий, из которых наиболее перспективными были трассы, берущие начало в Абакане с выходом на Тайшет или на Нижнеудинск. Главным инженером проекта, начальником изыскательской экспедиции был назначен Александр Михайлович Кошурников.
5 октября 1942 г. экспедиция под руководством Кошурникова отправилась по маршруту Нижнеудинск-Абакан. В составе экспедиции были также инженер Алексей Журавлёв и техник Константин Стофато. Отряд Кошурникова вышел на оленях из села Верх-Гутары, за неделю достиг долину реки Казыр. Исследуя каждый километр ее берега, породы, слагающие склоны долины стало ясно, что берегом дальше не пройти. Экспедиция продолжила свой путь вниз по реке на плоту. О дальнейшем пути следования отряда пишет писатель А.Л.Коптелов: «Погода портилась. Зима наступила раньше обычного. Это осложняло условия передвижения по Казыру, и отряду приходилось пробиваться вперед с нечеловеческими усилиями. Отряд прошел по Казыру 180 км и миновал все наиболее опасные места. Впереди было уже предгорье и до первого населенного пункта оставалось только 52 км. Но погода продолжала ухудшаться и силы участников падали». Измождённые и вымотанные они всё же продолжали выполнять свой долг. 2 ноября случилась трагедия. Их плот на стремительной реке затащило под лед и только одному Кошурникову удалось добраться до берега, но он замерз. Поиски экспедиции начались, когда она не вышла в условленный срок - (25 октября) в изыскательскую партию, работающую в предгорьях на западе Саян. Прошли все контрольные сроки, наступил ноябрь, а никаких вестей не было. Во время проведения поисково-спасательной операции удалось обнаружить три мешка с вещами и продуктами и только через год 4 октября. рыбак Иннокентий Степанов нашел в одном из боковых рукавов Казыра полузанесенные песком останки человека в железнодорожной куртке. Рядом в воде виднелись размокшие листы бумаги. Рыбаку удалось собрать 35 листочков. Это был написанный карандашом дневник, в котором Кошурников подробно описывал долину Казыра и его притоков, геологическое строение террас, водные характеристики реки, а также будни членов экспедиции. Дневниковые записи свидетельствуют о том, как скромно и даже скудно была снабжена экспедиция, ведь шли годы войны.
Последняя запись была сделана 3 ноября 1942 года: «3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну».



Александр Кошурников с 1913 года жил в Томске, учился в Томском технологическом институте (нынешний "Политех") и в Томске даже есть улица названная его именем. К своему стыду, узнал обо всем этом я только после посещения этих мест и при подготовке к написанию сегодняшнего материала.

В 1953-1955 гг была завершена съемка всей трассы и проведены наземные привязочные работы на площади свыше 15 тыс.км2. На изыскании трассы работало более 20 экспедиций и партий. В 1958 г. началось строительство трассы. В апреле XIII съезд ВЛКСМ объявил железнодорожную линию «Абакан-Тайшет» Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
9 декабря 1965 г. на станции Тайшет председатель Гос. комиссии, начальник Восточно-Сибирской ж.д. А.Т.Головатый подписал акт о сдаче в постоянную эксплуатацию железной дороги «Абакан-Тайшет». С 20 декабря началось регулярное движение поездов.

5. Первая остановка на нашем маршруте. Манский тоннель. А конкретнее его вторая ветка, которая строится с 2005 года. Слева существующий тоннель, справа строящийся.


6. Строительство ведется при помощи тоннелепроходческого комплекса Lovat-RME375SE - диаметр режущего щита 9,544 м. Основная часть тоннеля прокладывается в скальных грунтах, имеющих коэффициент крепости пород от f=16 до f=20 (максимум по шкале Протодьяконова). Протяженность нового тоннеля – 2464,8 м.


7. Инженер строительной организации объясняет журналистам суть проводимых работ. Для доходчивости делает это с помощью мегафона.


8. Сам комплекс посмотреть не удалось. По этому транспортеру на поверхность выводятся пройденные породы.


9.


10. Бетонные кубики выпиливают для контроля качества бетона в тюбингах.


11. На входе в тоннель висит такая дощечка с номерками. На месте не спросил, что это такое. Но рискну предположить, что это номера работников находящихся в данный момент в тоннеле. Чтобы никто не потерялся. Если кто-то знает точно, подскажите пожалуйста что это такое?


12. Для масштаба, фото с людьми. Огромная труба под потолком - вентиляция.


8 июля 2013 года проходка тоннеля завершена. Следующий этап - укладка железнодорожного полотна и техническое оснащение объекта. Окончание строительства Манского тоннеля намечено на 2014 год.

13. Едем дальше


14. На панели подсмотрел. Бумажка похожа на аналог авиационных NOTAM'ов?


«За пределами горных скальных участков и района Минусинска большинство выемок пересекает влажные пылеватые суглинки, а на восточном участке - аргиллиты. В отдельных глубоких заросших тайгой логах насыпи основаны на деградирующей линзовой мерзлоте. На подъемах к перевалам трасса проходит по прижимам вдоль горных рек. На восточном участке имеют место бытовые оползни, в отдельных местах карстовые воронки и осыпи. На водоразделах на протяжении 25 км линия пересекает торфяные болота. Климат в районе строительства резкоконтинентальный. Минимальные температуры в зимние периоды – 50-52 º. Скорость ветра достигает 17 м/сек. Наибольшее число осадков в горных районах 760-770 мм.»
15.


16. Напомню, что дело было 13 июня.


17. р. Мана. Автомобильный мост и поселок с населением 269 человек (2010 год). По состоянию дома можно предположить, что и эта цифра преувеличена. Вообще трасса отличается своей пустотой.


18. Редкие домики станций, защищенные как оружейные комнаты и никакого жилья вокруг...


19. Основной трафик на трассе - товарные составы.


20. Встречный за поворотом


21. Свет в конце тоннеля...


22. Еще одно впечатляющее инженерное сооружение на трассе. Козинский виадук. 3 уровня пути на коротком участке. 1 с которого снято, после поворота попадаем на виадук и после тоннеля и еще одного поворота окончательно спускаемся вниз, в долину.


23. И вид снизу. Длина 330 метров, максимальная высота опоры 65 метров.


24. Презентацию в полевых условиях провел главный инженер Красноярской железной дороги - Иван Иванович Регер.


25. Основные объекты инвестиционной программы Красноярской железной дороги на 2013 год.


26. Схема строительства вторых путей на участке Междуреченск-Тайшет. 2013-2019 год


27. Схема строительства вторых путей на перегоне Джебь-Щетинкино


28. Журналисты с польского телевидения пишут стендап.


29. И мы мчим дальше.


30. Не знаю почему, но глаз зацепился за этот электровоз. Потом рассмотрел, что это ВЛ60к. Станция Кошурниково. Насколько я понимаю сейчас уже не используется.


32. ВЛ80 тоже в каком-то нетипичном для меня виде... наверное по причине почти полного чайничества в этом вопросе :)


33. Путешествие заканчивается.. это было познавательно и интересно.


34. На станции Кошурниково нас догоняет наш родной состав и мы продолжаем путь в сторону Абакана. Впереди Ачинск и рассказы о посещении Назаровского угольного разреза и аэродрома г.Ачинск.


Огромное спасибо Красноярской железной дороге за возможность посетить эти удивительные места. И за расширение кругозора!

При подготовке материала использовались данные сайта:
http://www.rzd-expo.ru/history/Abakan-Taishet/

Благодарю за внимание!

Пресс-тур «Енисей.РФ» 2013 - «Железнодорожное кольцо». Часть 1 - Анонсная.
Пресс-тур «Енисей.РФ» 2013 - «Железнодорожное кольцо». Часть 2 - Старт, виды, бытовые зарисовки
Пресс-тур «Енисей.РФ» 2013 - «Железнодорожное кольцо». Часть 3 - Локомотивное депо ст. Иланская
Пресс-тур «Енисей.РФ» 2013 - «Железнодорожное кольцо». Часть 4 - Бородинский угольный разрез
Пресс-тур «Енисей.РФ» 2013 - «Железнодорожное кольцо». Часть 6 - Назаровский угольный разрез
Пресс-тур «Енисей.РФ» 2013 - «Железнодорожное кольцо». Часть 7 - Аэропорт Ачинска и летучие кадеты
Пресс-тур «Енисей.РФ» 2013 - «Железнодорожное кольцо». Часть 8 - Аэропорт Шарыпово
Tags: Енисей.РФ, Красноярский край, РЖД, кабина, пресс-тур
Subscribe
promo untt october 31, 2012 01:05 22
Buy for 10 tokens
27 октября была организована экскурсия для широкой общественности в музей под открытым небом аэропорта ТОМСК. На данный момент в экспозиции музея представлены 5 самолетов и 1 пожарная машина. Все экспонаты бережно восстановлены и поддерживаются в прекрасной форме силами инженерно-авиационной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments